Модный декор в этническом стиле или реконструированное традиционное благопожелание через прикладное творчество.
Автор: Фатима Теучеж - писатель, сценарист
Исторически многие путешественники замечали, что «у черкесов жилище неприветливое, и наличие простого стекла в окне составляло величайшую роскошь» (1). Неприкосновенное убежище, которым и было жилище адыга во все времена, имело стены, «обмазанные глиной и покрытые тонким слоем белой или скорее бледно-зеленой водяной краской» (2).
В своих путевых заметках Иоганн Бларамберг описывает: «Жилища черкесов очень просты и облегченной конструкции; их дома — «сакли» — строятся в форме параллелограмма, в основании которого стоят толстые столбы, связанные вместе поперечинами, а между ними пространство перекрывается плетеными стенами, которые обмазываются с обеих сторон; крышу делают из соломы или камыша. Стены внутри помещения побелены, в одном углу находится очаг, а напротив — очень низкий деревянный диван, покрытый войлоком или ковром, над диваном развешивается оружие, кольчуги и тому подобное» (3).
Такой неприглядный и незамысловатый внутренний декор адыгского жилища мог быть обусловлен разными причинами: кочевым стилем жизни адыгов, их непритязательностью и скромностью, не позволявшим им хвастаться или кичиться достатком и излишествами, а, возможно, приверженностью черкесов к традиционному укладу их быта. При этом адыги всегда славились «щегольством в наряде, вежливостью в обхождении и были для прочих кавказских народов образцом для подражания и соревнования» (4).
Гостевой дом или хачещ, который был у каждой адыгской семьи, богатой или бедной, не сильно отличался от основного жилища. В лучшем случае, его стены были украшены циновками, седлами, поводьями и оружием (5). Чаще всего, внутренним декором такого дома становились верхняя одежда и снаряжение гостей. По заметкам Дж. Логворта (1839 г.): «Наш «кунак-бей» (Konag Bey) стоял готовый принять меня и, подведя лошадь к гостевому дому, помог мне спуститься на землю. Затем он ввел меня в дом, собственными руками снял с меня оружие и развесил его на стене» (6). Путешественник так же замечает, что «стены представляли собой нечто большее, чем голую поверхность, поскольку на них сверкало развешанное оружие гостей» (6).
Правда, следует отметить, что стены девичьих комнат и дома аульских мастериц по золотому шитью, были все-таки украшены богаче. И их основным декором могли быть созданные ими вручную кисеты, подчасники и веера, которые умелицы искусно орнаментировали, используя технологии золотошвейного искусства адыгов. Зная особенности народных орнаментов и изящный язык узоров, они «вписывали» в эти изделия собственные благопожелания по тому же самому принципу, как и украшали кисеты, сумочки и нарукавные подвески женских костюмов.
Со временем, особенно в советский период, адыги стали более щепетильными в вопросах внутреннего декорирования собственных домов. Богатство и роскошь их жилища, построенного из прочных кирпичей и блоков, были для них очевидным признаком процветания и достатка. Следуя западноевропейскому стилю жизни, они начали украшать стены картинами, коврами, чаще всего модными и порой дорогостоящими, В редких случаях они декорировали свои дома старыми изделиями золотошвейного искусства адыгов, а именно: подчасниками, кисетами, веерами, доставшимися им по наследству как семейная реликвия.
С возрождением технологий золотого шитья адыгов и благодаря его продвижению среди черкесов мира за последние десятилетия, появились черкесские мастера и мастерицы, которые не только реконструировали веера, подчасники и кисеты, основываясь на архивных данных и музейных экспонатах, но и стали изготовлять так называемые текстильные панно, украшенные родовой тамгой, золотошвейным орнаментом или даже орнаментальной композицией. Чаще всего, эти орнаменты и композиции вышиваются по рисункам, взятым ими со старинных изделий.
Расшифровывая их смысл и отдавая дань их художественной ценности, такие мастера воспроизводят на ткани, в основном на бархате синего, красного и зеленого цветов, те самые благопожелания, которые закладывали в свои работы искусные, но безымянные адыгские мастерицы в XIX-м столетии. Полагаясь на те скудные знания об адыгском орнаменте, что были собраны более опытными мастерами и учеными за последние сто лет, а также на собственный опыт, они в невычурной, но довольно изящной форме желают через золотую вышивку, представленную на их панно самых разных размеров, здоровья, счастья, успеха, благополучия и процветания их будущим обладателям. И, безусловно, такое текстильное панно может стать модным декором в этническом стиле в каждом доме наших современников, и не только черкесов.
В последнее время некоторые черкесские мастера по золотому шитью стали создавать текстильные картины, можно сказать, уникальные по своему авторскому стилю и ценные по своему художественному содержанию. Используя старинные технологии золотого шитья адыгов – вышивку «вприкреп», басонное плетение и адыгское ткачество галунов, они не реконструируют родовые тамги, адыгские орнаменты и орнаментальные композиции прошлого, а создают свои неповторимые и не менее изящные художественные образы, передающие их изначальный авторский замысел. Возможно, в этих узорах мастерами не вписаны какие-то конкретные благопожелания, но их красота, лаконичность и порой символизм говорят сами за себя. И такие текстильные картины, созданные вручную опытными мастерами, выступающими настоящими художниками, достойны не только стать модным и дорогим декором в современном жилище, но и произведениями искусства, бесценными экспонатами ведущих музеев мира.
Безусловно, золотошвейное искусство адыгского народа, остановившееся в своем развитии во второй половине XIX века и возродившееся в конце XX столетия, не может и не должно стоять на месте. Современные черкесские мастера могут развивать его, опираясь на традиции, искать и придумывать в своих работах новые формы и новые композиции. Как раз текстильные панно, которые можно считать сегодня одновременно модным декором в этническом стиле и реконструированным традиционных благопожеланием через прикладное творчество, являются тому ярким примером. А появление текстильных картин с золотым шитьем в адыгском стиле наглядно доказывает то, что современный адыгский народ не только стремится сохранять свои традиции, полагаясь на свою историческую память, но и развивается дальше, учитывая достижения мировой культуры.
Библиография:
1. Василий Потто. Кавказская война. Том 2. Ермоловское время. М.: Центрполиграф, 2008
2. Джеймс Белл «Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 гг. , т. 1-2. Лондон, 1840 — перевод с английского Н. Данкевич-Пущиной. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974
3. Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. М. Изд. Надыршин. 2010
4. Л.Я. Люлье. «Черкесия: историко-этнографические статьи». Материалы для истории черкесского народа. Северо-Кавказский филиал традиционной культуры. М.Ц.Т.К. «Возрождение», 1990
5. Тэбу де Мариньи. Путешествие по Черкесии, 1818. Том I. Нальчик. Эль-Фа. 2002
6. Дж. А. Лонгворт. «Год среди черкесов», т. 1-2. Лондон, 1840 — перевод с английского А. И. Петрова. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974
Источник: https://proza.ru/2020/10/22/503